На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

kaliningrad-room

580 подписчиков

Деревянный мост: тогда, сейчас, в будущем

В мае в Калининграде начинается реконструкция Деревянного моста — одной из старинных переправ, которой уже не одна сотня лет. Помимо грядущего транспортного коллапса много споров вызвал и сам ремонт, после которого изменится внешний вид моста. Изначально Деревянный мост через реку Преголю на остров Кнайпхоф построили в 1404 году. После этого его не раз ремонтировали и перестраивали, меняя внешний облик. В 1904-м прошла капитальная реконструкция, во время которой переправу отстроили из металла. Авторами проекта стали городской строительный инспектор Рихтер и городской строительный советник Науманн. Само архитектурное оформление моста, а также канделябр и ограда создано архитектором Биртом и городским строительным советником Мюльбахом.

Самая последняя эксперзиза показала, что мост все же построили в 1905-м году. Он был богато украшен, но часть декора была утрачена в последующие годы: частичный ремонт на мосту проводили с 1930-го года. Тогда украшения упростили. После Второй мировой переправа была сильно повреждена. Ее капитально отремонтировали в 47-50-х годах. Но в советское время о реконструкции довоенного декора, понятное дело, даже не задумывались. Именно по этой, восстановленной уже в СССР переправе сейчас ходят калининградцы. Но и у немцев и у нас, несмотря на изменение стройматериалов, мост все же назывался Деревянным. В довоенные годы он был разводным, чтобы по Преголе могли проходить суда. Сейчас мост не разводят. От прежних времен осталась лишь красивая кованая ограда. Еще на мосту была памятная доска с выдержками из «Прусской хроники» Альбрехта Лухела Давида (этот десятитомный труд повествовал о языческой Пруссии и истории Тевтонского ордена), но и они не сохранились. Сегодня мост находится в предаварийном состоянии. Еще год назад замглавы архитектуры и строительства Калининграда Артур Крупин признавал, что переправу «по-хорошему надо закрыть». Но город не мог себе этого позволить. По словам специалистов, сейчас требуется полная реконструкция моста с заменой пролётных строений, деформационных швов и опор на современные конструкции, а также замена разводного механизма, переустройство устоев, опор и прилегающих спусков, чтобы обеспечить безопасность пешеходов, проезд автомобилей и общественного транспорта. Старинный мост многие считали памятником. Когда стало известно о его реконструкции, в сети даже была создана петиция о сохранении его исторического облика. Она собрала 1 тысячу 560 подписей и на данный момент закрыта. Поскольку мост входил в список объектов культурного наследия регионального значения, была проведена дополнительная историко-культурная экспертиза. По ее выводам, предметами охраны стали все декоративные элементы на мосту, включая ограждения и внешний вид опор. Перед разработчиками проекта реконструкции поставили задачу максимально сохранить старинные элементы моста, а также воссоздать утраченные части, которые можно видеть на старинных фото. 91,8 миллионов рублей будет стоить реконструкция моста по итогам аукциона. Как отметили в пресс-службе администрации Калининграда, в эту сумму входят работы по ремонту самого моста, перекладка инженерных коммуникаций, проходящих через него, обустройство трамвайных путей, контактной сети и ремонт дороги на подъездах мосту.

Кроме того, новые опоры моста, которые усилят конструкцию, будут облицованы кирпичом, выполненным по технологии 1905 года. Кирпич собираются воссоздать у нас в городе. Также подрядчик будет должен максимально приблизить внешний вид моста к историческому. К моменту окончания работ на переправе также собираются очистить и отреставрировать. Опоры и старый разводной механизм (его уже не получится отремонтировать) уберут. Предполагается, что детали механизма получит один из музеев Калининграда.

Несмотря на сохранение старинного вида, ожидаются и нововведения. Так, мост расширится вдвое: его ширина составит 24,5 метра вместо 17,5. Чтобы путепровод выдержал удвоенную нагрузку, будут расширены и усилены его опоры. А вот небольшой пирс со стороны набережной Карбышева уберут: этого требует расширение. Зато появится небольшой домик для работника, отвечающего за развод моста. Его собираются установить справа от переправы у въезда на Остров Октябрьский. Насколько будет соответствовать проекты отстроенным реалиям, калининградцы смогут узнать совсем скоро: по контракту реконструкция должна завершиться уже в конце декабря нынешнего года. Если, конечно, работы не затянутся, как это произошло в случае с Высоким мостом, который собирались открыть в нынешнем мае, но, увы, как это часто случается, закончить в срок подрядчик не успел, и в результате закрытия обоих мостов Остров в течение нескольких месяцев ожидают серьезные транспортные неудобства. И пока остается лишь верить, что терпеть их горожанам придется не зря.

Фото — эскизы — Бильдархив, администрация Калининграда

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх