На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

kaliningrad-room

580 подписчиков

Легенды Пруссии: три сказания о девах

TKR решил обратиться к истории и вспомнить три самые популярные легенды Восточной Пруссии, которые стоит знать всем калининградцам. Адальберт был первым христианским священником, который пришел в Восточную Пруссию. На Замландский полуостров, где находится наша область он пришел из Данцига — современного Гданьска, где проповедовал и рассказывал о своей вере.

Но он недолго странствовал по нашему региону — в районе Фишхаузена (современный Приморск) группа язычников, которых возглавлял языческий жрец, забросала его камнями, а после убила. Набожный король Польши Болеслав Храбрый пожелал с почестями похоронить священника, ставшего мучеником и велел привезти останки Адальберта в Польшу. Но властитель тех земель запросил за погибшего столько золота, сколько весит его тела. Король согласился на эти условия и отправил делегацию с запасами драгоценного металла. Мертвого положили на одну чашу весов, а на другую начали класть золото. Но даже когда посланники положили все золото, что передал Болеслав, чаша с телом осталась неподвижной. Тогда дворяне отдали все свои деньги и украшения. Однако, результат не изменился. На помощь пришли все, кто принял христианством благодаря Адальберту, но и их вклад не сдвинул чаши весов. Тогда пожилая женщина тоже решила помочь и положила на весы все, что у нее было: две мелкие монетки.  Сразу после этого чаша с золотом перевесила настолько, что людям пришлось забирать свои пожертвования до тех пор, пока весы не сравнялись. Оказалось, что тело святого весило ровно столько, сколько две монетки старушки. В XI веке вблизи места гибели Адальберта возвели небольшую часовню.
В 1830-м рядом с ней поставили высокий крест из чугуна. Он не пережил военные действия, но в 1997 году, к тысячелетию с момента гибели  Адальберта власти Балтийска и польского города Эльблонга поставили на этом месте новый стальной крест высотой 10 метров. В районе поселка Липовка под Мамоново много-много лет назад находилось поселение Ромове. По одному из преданий, его назвали так в честь Рима, из удачного похода на который вернулись прусские воины, решившие основать новое поселение. Легенда гласит: здесь стояло одно из важнейших святилищ: огромный дуб шириной в шесть метров, листья которого не опадали и оставались зелеными в любую погоду, а также не пропускали дождь и снег. Под деревом стояли статуи трех высших прусских божеств — Пиколса (бога смерти), Перкунса (бога грома) и Потримпса (бога колосьев). Круглый год им приносили жертвы. В том числе, и человеческие. Считалось, что если боги благосклонно приняли жертву, то из дерева доносилось ворчание. Это поселение долгие годы было столицей пруссов. И даже после того, как Болеслав Храбрый уничтожил языческие статуи, они были восстановлены с уходом его войск. И даже после того, как Восточная Пруссия приняла христианство, жители все равно приходили сюда возносить молитвы и оставлять подарки богам. Также считалось, что пока человек носит лист дума из Ромове, с ним не случится ничего плохого. Примерно в 1300 году церковное руководство решило срубить и сжечь дуб и поставить на его месте монастырь Святой Троицы, но о нем стала ходить дурная слава, и сами обитатели святых стен нередко видели призраков или лесную нечисть, а порой слышали шум дубовых ветвей и возмущенное ворчание. Чтобы справиться с этой бедой, из Германии вызвали экзорциста. Тот сделал из золота кольцо и распятие с надписями и закопал их у основания монастыря. В XVIII веке и от самого монастыря не осталось и следа. Владелец земель, разбирая остатки стен, нашел золотые предметы и отдал их Кёнигсбергу. Но никто так и не смог разгадать, как расшифровывались надписи на артефактах, созданных экзорцистом. Однако Ромове и его окрестности до сих пор притягивают и местных жителей и туристов, которые утверждают, что чувствуют его особую атмосферу. В Кёнигсберге долгое время существовал обычай, истоки которого неизвестны специалистам. Мясники изготавливали огромную колбасу и несли ее по всем улицам города, чтобы все жители могли полюбоваться на пищу и пройти вместе с процессией. Иногда колбасу несли более 90 человек, не включая тех, кто шел рядом с носильщиками. Когда шествие завершалось, колбасу дарили пекарям, которые, в свою очередь, в начале января, одаривали мясников огромным хлебом. Иногда чтобы испечь огромные булки, во дворе Королевского замка строили огромные печи, чтобы одновременно выпекать гигантские батоны. И колбаса, и булки, съедались мастерами одновременно, для чего они приглашали друг друга в гости. Доставалось угощение и горожанам. С каждым годом колбаса становилась все длиннее, доходя до 400 метров. Несколько лет назад Музей Мирового океана решил возродить традицию и начал проводить праздники Длинной колбасы. Пока ее длина составляет около 50 метров. Также на праздновании отдельно готовят разнообразные мясные блюда и гарниры.

 

Ссылка на первоисточник
наверх