Доктор исторических наук Ольга Тогоева прочитала в Калининграде лекцию об истории преследования ведьм, их отличительных особенностях и стереотипах, которые сложились у нас сейчас благодаря фильмам и сериалам. TKR узнал как действительно преследовали ведьм и колдунов, в чем были равны мужчины и женщины.
И почему неверно суждение о том, что из-за преследования ведовства в Европе не осталось красивых девушек. Все когда-либо слышали выражение «охота на ведьм». Оно постоянно возникает на современных передачах. И обычно используется ради красного словца, чтобы лишний раз подчеркнуть какой-нибудь безумный или нелепый характер той или иной ситуации. связанной с преследованием любого характера. Но мы будем говорить не о современности. Мы поговорим о том времени, когда это выражение имело свой собственный абсолютно реальный смысл и когда оно воспринималось буквально.Эпоха средневековья. Западная Европа XV-XVI век. Начали появляться представления о том, что есть люди, которые отличаются от обычных обывателей, которые очень опасны, которые страшны для всех потому что поклоняются дьяволу, приносят ему клятву верности и обязуются служить ему всю жизнь. Когда появляется вот этот образ страшных ведьм и колдунов? Нет точной даты. Для каждой страны это свой собственный период и он очень сильно зависит от региональных особенностей. Что касается Европы, то даже разные страны отличаются разным временем преследования ведьм.
Если говорить о России, то очень приблизительно мы можем сказать, что по-настоящему бояться и охотиться на ведьм у нас начали при Петре I.
Хотя это будет не совсем правильно. Ведь несмотря на охоту, сам Петр I верил в колдовство, и использовал предсказания и другие услуги тех, кого называли ведуньями. Если сместиться немного на Запад, то можно вспомнить, что, например, в Польше только в XVII-XVIII веке появилось понятие о ведьмах потому что только в это время на польский язык были переведены французские и немецкие трактаты, в которых объяснялось кто такая ведьма и чем она отличается от обычных людей.А вот в Венгрии таких трактатов вообще не водилось. Поэтому она не знала охоты на ведьм. Они в основном специализировались на охоте на вампиров.
Что касается совсем Западной Европы, то та же Испания относительно спокойно занималась преследованием колдовства. Им хватало своих внутренних проблем, которые были связаны совсем с другими слоями населения — арабами и евреями. Что касается Англии, то здесь интерес к ведьмам и колдовству в целом был связан с Яковым I, который начал это дело. Речь идет о самом конце XVI века, начале XVII и XVIII-м веке. Если мы сместимся в континентальную Европу, и поговорим о Франции, Италии и Германии, то здесь самым первым регионом где охота на ведьм по-настоящему началась стал альпийский регион. Это самый север Италии, Запад Германии, отдельные контоны современной Швейцарии и часть Франции. Это регион, где уже с конца XIV века понимали, что такое ведьма и почему она опасна. Речь шла не о единичных персонажах. речь шла о массовых преследованиях. Чтобы донести до населения идею о том, что эта группа очень страшна, нужно было ведьму описать. Существует мало изображений ведьм, дошедших до нас. Прежде всего возникла идея, что ведьм и колдунов (мужчин тоже преследовали) нужно было объединить в некую группу. Так появилось понятие секты. Группы, чей предводитель дьявол, которая собираетмя вместе на шабаше и там отказывается от веры и христианских ценностей, обещают служить силам ада, учатся магическим практикам и общаются.
Ведьмами, вопреки нынешним заблуждениям, считали не молодых и красивых девушек. Во-первых, преследовали и мужчин, хотя по временам Средних веков они были ценным ресурсом. Очень много регионов могут похвастаться равным отношением к колдунам и ведьмам. И девушки меньше попадали в категорию ведьм, чем пожилые (особенно одинокие) женщины. Часто имеющими увечья. Любое увечье подозрительно. Чем уродливее, тем подозрительнее. Поэтому миф о том, что в Европе сожгли всех красивых женщин неверен.
Средневековое общество жило по другим законам. Им чтобы чувствовать себя в безопасности и единстве был нужен враг. Они были едины против кого-то. Этим чуждым элементом в разные периоды были разные группы населения. А вот среди мужчин первыми «колдунами» были евреи. Еврейские общины преследовались в средневековье. И когда пошли первые процессы, то на них указывали в первую очередь потому, что у них другая вера и другие обычаи, не понятные окружающим. Самые первые европейские специалисты по ведьмам, так называемые демонологи, утверждали, что ведьмы и колдуны всю жизнь после того как поклялись дьяволу находятся под его контролем. Чтобы добиться желаемого, ведьма давала дьяволу некую плату. Она могла быть разной. Но это всегда была материальная плата в виде некоего приношения, которое собиралось ежегодно. Черный баран, черный ягненок, мера овса, части своего тела, новорожденные младенцы. Все это шло в уплату.
Когда происходила встреча с дьяволом, или как его сначала называли, со злым духом, происходило то самое принесение клятвы. Для этого нужно было поцеловать дьявола в зад (в противовес христианской религии, где целовали в губы).
При этом дьявол являлся адептам в разном облике. Например, в облике козла, кота и в облике неизвестных животных, которых условно можно назвать обезьяной. Козлы, коты и другие воплощения злого духа в животных изначально относились к бестиарию дьявола. Это были так называемые бесовские животные. Также как и лягушки, ящерицы, летучие мыши, змеи и даже петухи. Они считались неприятными и опасными. Поэтому как только начали возникать идеи о сектах, им в друзья и помощники записали этих животных, которых люди недолюбливали.
Встречи с дьяволом по мнению судей и богословов происходили исключительно ночью. Потому что нормальные люди ночью спят. Для человека средневековья это было опасное время. Ночью ничего не должно происходить. Но шабаш происходит ночью в секретных местах. Там, где люди не из секты его не увидят: лес, горы, погреб чужого дома. Там члены секты развлекаются и пьют чужое вино. Попадали на шабаш самыми удивительными способами. Пешком туда никто не отправлялся. Это могли быть летающие стулья и табуретки. Естественно, метлы. Либо, как вариант, на демонах.
Шабаш проходит в два этапа. Первый — деловой. Принятие новых членов в секту и обучение различным мерзким практикам — насылать болезни, превращаться в волков, становиться невидимыми, насылать порчу, причиненную другими, портить урожай, понижать удои коров. Кроме того, они занимаются каннибализмом. На шабаш приносят детей, которые потом становятся едой. И это вторая часть шабаша, которая называется праздник (именно так и называется в средневековых текстах). Вино льется рекой, мясо никогда не исчезает и также хлеб. Потом все заканчивается танцами и сексуальными оргиями. Это сложилось на основе народных представлений — классических крестьянских мечтах о богатой и сытой жизни. В то время не хватало еды, Европу мучали неурожаи и голод. Это усредненное представление о деревенском празднике. Были и идеи, которые навязывались богословами. Это выдумывание рецептов зелий, которые якобы готовили на шабашах ведьмы и колдуны. Интересно, что ведьм считали рыжими. И вот почему. Уже с 12-13 века Иуда стал изображаться рыжим. Именно образ рыжего Иуды оказал влияние на изображения других предателей в Средние века. Потому что Иуда — предатель Христа. Постепенно рыжий цвет стал именно символом предателей. Все, кто с точки зрения людей средневековья занимались бесчестным делом, должны были изображаться рыжими. Это были судебные чиновники, палачи, проститутки, менялы, ростовщики и фальшивомонетчики, жонглеры и хирурги. Менялся не только цвет волос, но и цвет кожи и одежды. Часто рыжими становились колдуны и ведьмы, которые были даже большими предателями потому что они предавали господа, изменяли христианской вере и делали это сознательно.
Потом Иуда начинает изображаться левшой. Видимо, цветов одежд и расположения авторам показалось недостаточно, чтобы выделить его из группы остальных апостолов. Поэтому все движения на изображениях он совершает левой рукой. Также изображаются и ведьмы. Это характерно и для русских изображений. В библейских росписях все смотрят вправо. Потому что справа истина. Демонологические персонажи смотрят влево. Дьявол всегда стоит за левым плечом, склоняя к обману.
Преследование ведьм, именно женщин-ведьм, совпало с важными изменениями средневекового образования. А именно: с возникновением медицинских факультетов, где учились только мужчины. И это была некая битва между мужчинами образованными и женщинами, которые знали травы, их свойства, как они действуют — повитухи и акушерки. Но в XIII веке против этой деятельности велась сознательная борьба. Знахарки считались ненаучными и опасными, получающими знания незаконным путем. Отсюда один шаг до перехода в ведьму. И люди их боялись, но достаточно часто прибегали к их помощи. Потому что считалось, что если ты можешь вылечить, то можешь и навредить. Эта поговорка была в ходу во всей Европе.
В общем охота на ведьм закончилась в каждом регионе в свое время. Но если брать усредненное, то это XVIII век. Это эпоха Просвещения. Это новый взгляд на окружающий мир. Без попыток объяснить необъяснимое вмешательством Бога или дьявола, а попытка найти научное в современном понимании объяснение. Те или иные действия, которые приписывались происками ведьм, стали объясняться по-другому и люди просто перестали верить в то, что ведьмы существуют.