На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

kaliningrad-room

580 подписчиков

Истоки феминизма. Первая волна.

«Не буду уступать женщинам место в автобусе, они же боролись за равноправие», — так ошибочно многие воспринимают феминизм. Но чтобы понимать вопрос, надо разбираться в его истоках. Поэтому мы продолжаем разбираться в том, что вызвало у представительниц слабого пола желание отстаивать свои права и бороться за них на демонстрациях.

В проблемы посвящает социолог Анна Алимпиева.

Феминизм не возник в древности. Это достаточно свежее современное изобретение. Ему нету даже двух веков. Его стимулировало развитие индустриального общества и его демократизация. Стало быть где-то со второй трети ХIX века все вот это безобразие стало разворачиваться. И феминизм переживал в своем развитии разные этапы. О них принято говорить как о нескольких волнах.

Первая волна началась примерно с 1840-х годов и завершилась примерно в 20-е годы ХХ столетия.

В этот период происходили активности. Прежде всего, в западных странах. Потому что индустриализация, развитие капиталистической системы и так далее. Для условной Африки эти вопросы были неактуальны. Фокус внимания в первой волне был сосредоточен на базовых социальных и трудовых правах. Потому что когда началась индустриализация, люди которые до этого массово трудились в сельскохозяйственном секторе экономики, стали перетекать в промышленность, из сельской местности мигрировать в города.

С этим было связано огромное количество социальных изменений включая то, что семья стала трансформироваться. Из многодетной и многопоколенной, где много-много родственников и если рождался ребенок, то у него действительно было 7 нянек.

А тут мужчины отправились на работу в города, женщины за ними подтянулись, и эти семьи вдруг остались без помощи родных. По традиции мужчина как бы работал, а женщина должна была детьми заниматься.

Но экономический парадокс состоял (и до сих пор состоит во многих странах, включая нашу), в том, что весьма проблематично на одну зарплату, особенно зарплату того времени, прокормить всю семью одновременно.

Поэтому женщины тоже начинают выходить в сферу общественного труда. Благо она начинает их принимать. Но в несколько ущербном виде, что выражалось, в частности, в гораздо меньшей оплате труда. И первые такие активности, которые впоследствии были названы феминистскими, они были связаны с выступлениями женщин за более высокую зарплату, за более приличные условия труда, за сокращение рабочего дня (тогда далеко не 8 часов люди работали) и так далее.

Собственно, то, что сейчас отмечается как 8 марта, возникло на базе разных демонстраций, которые проходили в разных городах мира. Считается, что одна из самых главных произошла в Нью-Йорке в середине ХIX века — так называемый марш пустых кастрюль. Тогда около 15 тысяч женщин прошли по городу, стуча в кастрюли, в которые было нечего положить, потому что мало платили.

Длительный период — почти 80 лет борьба шла. Работодатель не хотел ничего менять. Незачем было: еще подтянутся из деревни, возьмут новых. Как Маркс писал: потогонная эксплуататорская система. Потом стали появляться у женщин и требования социальных и экономических прав. Например, владения и распоряжения имуществом.

Потому что тогда в большинстве стран женщина, если она была замужем и работала, не могла распоряжаться собственной зарплатой.

Поднималась и тема насилия семейного, тема разводов. Женщина не могла сама инициировать развод, а при расторжении брака дети оставались с отцами. Это все стимулировало феминистскую движуху. Но в какой-то момент различные совершенно группы женские активистские пришли к мысли о том, что нельзя добиться всех этих прав, если не будет права избирательного. И таким образом последним витком первой феминистской волны стало движение суфражизма. То есть, движение за предоставление женщинам избирательного права.

Начиная с конца XIX века это право начинает предоставляться. Первой, как ни странно, это сделала Новая Зелландия. В нашей стране женщины получили равные избирательные права и вместе с ними много других прав благодаря революции 1917-го года. Из-за чего многие заключают: “зачем в России феминизм, если вам все в 17-м году дали”.

Некоторые даже считают, что женщинам эти права принесли на блюдечке с голубой каемочкой и они ничего для этого не сделали. Это, конечно, чудовищное заблуждение. Надо понимать, что творилось в России, как оплачивался женский труд, в каких нечеловеческих условиях он происходил и какие усилия принимали женщины, фактически, если кто-то не знает, февральская революция как раз началась с 8-мартовской демонстрации, которая по старому стилю, соответственно, происходила 23 февраля. Женщины вышли, и потом все это переросло со всеми вытекающими в другое действо.

Получилось, что к концу 20-х годов ХХ века довольно большое число стран, включая США и Великобританию, избирательные права женщинам предоставили. И как бы показалось, что на этом можно было успокоиться. Плюс события неблагоприятные — великая депрессия и волна, казалось, спала. Это типично для любого социального движения: есть недовольство, есть некая мобилизация людей на преодоление ситуации, и когда она решается, то достигается цель и активность падает.

Две войны — Первая и Вторая Мировая тоже сыграли свою роль. Война — это всегда мобилизация мужского ресурса. Мужчины в этом смысле в патриархальном обществе не являются благополучными субъектами. Их активно используют в войне. Но когда мужчины уходят на войну, за станки, которые производят снаряды, оружие и еду, должен кто-то встать. И этим кто-то в обе войны были женщины. Но каждый раз когда война заканчивалась, мужчины возвращались и женщинам говорили: “Спасибо, до свидания”. Нет, говорили просто “До свидания”. Спасибо они не говорили.

После Первой мировой женщины сказали “ну ладно, мы пойдем”. А после Второй возмутились. Начали зреть предпосылки ко второй волне феминизма. Как только ситуация стала экономически более стабильна после войны. Начался экономический подъем 50-х и 60-х. Был даже бум рождаемости. И тут выяснилось, что тех завоеваний, которые произошли после первой волны феминизма, оказалось недостаточно, чтобы нормально жить.

Оказалось, что при том, что формально женщинам предоставлены базовые социальные права на труд, на образование, на владение собственностью и так далее, это ничего не меняло с точки зрения причиненного угнетенного положения. Просто механизмы дискриминации носили скрытый характер и они уже дальше перетекли во вторую волну.

Иллюстрации: Sonia Lazo

 

Ссылка на первоисточник
наверх